Покупатель приобрёл землю, на которой по документам можно было строить и промышленные корпуса, и бизнес-центры, и любые другие административные помещения. Через год после сделки городские власти выпустили новый градостроительный план (ГПЗУ), которым поменяли «вид разрешённого использования» участка. Это привело к запрету возводить там любую недвижимость. А всё, что новый собственник успел там построить, чиновники попросили снести. Две инстанции признали такой подход правомерным. Эксперты назвали подобный вывод нижестоящих судов слишком формальным.
В п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел,связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка от 14 ноября 2018 года Верховный суд отмечал, что при наличии утверждённых правил землепользования и застройки собственник участка самостоятельно выбирает основные и вспомогательные виды его разрешённого использования. До 2017 года подобный документ в столице отсутствовал. Поэтому решение изменять предназначение того или иного участка принималось на уровне главы городской администрации, говорит старший юрист Nasonov,Pirogov&Partners
Максим Волков. Но и в этом случае чиновник должен был выяснить пожелания владельца земли, а также провести общественные обсуждения или публичные слушания.
Вместо строительства офисов сажай газоны
Но мнения Антона Крылкина* по такому поводу чиновники не спрашивали. В 2013 году он купил на окраине Москвы 5 га земли. В ЕГРН указали, что участок предназначен «для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов». Но спустя год комитет по градостроительству и архитектуре Москвы выдал покупателю градостроительный план этого участка с новым видом разрешённого использования – «для благоустройства и озеленения». Документ запрещал и строительство любых сооружений на купленной земле.
Несмотря на это, Крылкин стал строить там большую станцию техобслуживания и офисный центр. В 2017 году Госинспекция по недвижимости Москвы обнаружила, что спорные сооружения возводят без разрешающей документации, на земле, которая по бумагам не предназначена для подобных строений. Чиновники обратились в суд, потребовав признать офисный центр с СТО самовольными постройками и снести их. А Крылкин подал встречный иск: признать за ним право собственности на спорную недвижимость.
Две инстанции удовлетворили заявление местных властей и отказали собственнику земель. Суды признали строения самовольными постройками, сославшись на то, что недвижимость возвели без разрешительной документации. Кроме того, Троицкий районный суд и Московский городской суд отметили, что офисный центр с СТО строят на участке «для благоустройства и озеленения», который не предполагает какого-либо капитального строительства .
ВС просит суды отходить от формализма
Крылкин не согласился с подобными выводами и обжаловал их в Верховном суде. ВС пояснил, что спорные помещения возвели на участке с разрешённым видом использования «для строительства производственных и административных зданий», который прописан в ЕГРН. Судебная коллегия по гражданским делам ВС обратила внимание, что в деле нет доказательств того, почему замену предназначения участка стоит считать правомерной.
Судьи ВС подчеркнули, что произвольное изменение вида разрешённого использования земли и необоснованное ограничение его застройки нарушают права собственника и недопустимы. Нижестоящие инстанции не выявили других препятствий для легализации постройки, отдельно отметил ВС. Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, тройка судей отменила все акты нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Троицкий райсуд (рассмотрение назначено на 11 октября 2019 года).
Эксперты «Право.ru»: «Компенсация положена, но получить её трудно»
Нельзя сказать, что сложившаяся ситуация является произвольным изменением вида разрешённого использования участка, говорит Дмитрий Богданов, старший юрист CMS Russia. Власти порой устанавливают подобные ограничения для собственников недвижимости, чтобы защитить общественные интересы и обеспечить развитие территории, разъясняет эксперт. Но действующее законодательство разрешает пользоваться землёй за пределами градостроительного регламента, если это не принесёт ущерба гражданам и окружающей среде (ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Юлия Бузанова: Решение Верховного суда возложило на орган власти обязанность доказать правомерность изменения вида разрешённого использования участка, если сведения ЕГРН и ГПЗУ разнятся. Это придаёт сведениям ЕГРН дополнительный вес. Полагаю, что данные выводы позволят разрешать положительно не только аналогичные иски, но и ряд других, которые ухудшают и ограничивают права застройщиков.
Если из-за утверждения правил землепользования и застройки (ГПЗУ) у собственника возникают трудности с использованием участка, то это ещё не обязывает власти автоматически возмещать ему убытки, говорит Богданов. В обсуждаемом случае собственник купил земельный участок, чтобы построить офисные здания, а в результате изменения вида разрешённого использования теперь может только траву поливать, объясняет Величко. Поэтому изменения в правилах землепользования и застройки можно расценить как ограничение права собственности на землю, констатирует юрист: «Очевидно, что для собственника снижается экономическая ценность актива».
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Подробнее: https://pravo.ru/story/214780/?de
Контактная информация
+7 (495) 644-47-67
Основной офис: Москва, ул. Неверовского, 10, стр.3, БЦ "Crosswall", 2 этаж, офис 201.
5 минут пешком от м. "Парк Победы"
Пишите нам: info@zem-advokat.ru
https://zem-advokat.ru/in-media/pravoy-sun-forbade-officials-to-arbitrarily-change-the-mission-of-land-review-of-yulia-budanovoy/
from
https://zem-advokat.ru/in-media/pravoy-sun-forbade-officials-to-arbitrarily-change-the-mission-of-land-review-of-yulia-budanovoy/
No comments:
Post a Comment